Таки да Фонтан
Одесса - город не может быть лучше
На нынешний день-это перестало быть проблемой. Основная проблема-на что.
Как один из легендарных рынков- Промрынок "седьмой километр"
Про находящийся под Одессой рынок, именуемый в народе «седьмой километр» ходит масса разнообразных слухов.
Неудивительно, ведь про него практически нет официальной информации. Если вы попытаетесь найти что-либо в интернете, это будут лишь ссылки на вспыхнувшие несколько лет назад споры между городом и рынком, в духе, «вы нам должны дань за 10 лет». У дирекции рынка есть простенький сайт, но он, конечно, не передает всего того колорита, присущего рынку.
Чтобы передать его, я начну с перечисления фактов и только фактов.
1.) Рынок занимает площадь 2 квадратных километра. Плюс, прилегающие к рынку складские площадки - еще примерно столько же.
2.) Название произошло от расположения – на 7 км. трассы Одесса – Овидиополь.
3.) Рынок «зародился» в 1988 году, основного расцвета достиг в 90-х.
4.) Рынок есть хаотичное соединение 7-ти секторов: Это 5-и контейнерных площадки Один участок – «ряды». Так и говорят – «вы штаны еще и померить хотите – идите на ряды». Здесь примерно на 10-20 %% дороже цены и чуть комфортнее условия покупки. Еще один площадка – «мылка» - здесь основной товар – предметы гигиены и бытовой химии. И последний сектор – «батискафы». Кроме «мылки» – на всех остальных площадках практически нет разделения по профилю продаваемого товара. Все продается вперемешку со всем.
5.) В силу этого однообразия на рынке невозможно ориентироваться новичку и не только.
6.) Основная мера пространства на «семерке» (как еще называют рынок) – это контейнер. Контейнер здесь и магазин, и офис и склад. Одно из удобств – можно легко закрыть, перенести и пр. Стоимость продажи торгового контейнера: 20 – 100 тыс. долл. Аренда его же: 1000 – 3000 долларов в месяц. Аренда складского контейнера: 200 – 400 долларов в месяц.
7.) На рынке довольно сильны несколько национальных диаспор, а именно – пакистанская, вьетнамская и, конечно же – китайская. Про китайскую диаспору, впрочем, можно говорить, и в масштабах самой Одессы. Вьетнамская диаспора «держит» всю торговлю валютой, а именно – гривной и долларом. Евро пока на рынке не является валютой. В шутку вьетнамских девушек (парни, почему то не торгуют валютой) называют «нинзи». Пакистанская диаспора, выражаясь продвинутой терминологией, имеет сильные позиции в торговле малой электроникой – батарейками, фонариками и пр. Многие пакистанцы имеют статус беженцев из огнеопасных районов. По слухам у них существует негласный договор, что они молчат о своих правах беженцев, в обмен на налоговые льготы. Китайцы торгуют почти всем.
8.) На рынке практически нет карманных краж, несмотря на кажущееся для этого раздолье. Не сомневаюсь, что такой вопрос решен централизованно.Если у Вас пропали документы в толчее на входе,то их централизованно за разумное вознаграждение возможно вернуть через милицию.Всё находится под контролем.
9.) Предприниматели и работники 7 км. Образуют практически закрытую субкультуру, которую не понять человеку со стороны.
10.) На 7 км. есть только три железобетонных праздника – это НГ,Рождество и Пасха. Все остальные праздники, как известно – интенсифицируют торговлю, так что нет смысла отдыхать. Еженедельный выходной как ни странно – пятница(Как у арабов -сунитов)) ). На других рынках – это, как правило, понедельник. Исторически сложилось, что понедельник и четверг на «семерке» здесь – оптовые дни. 11.) Коммуникация с клиентами – максимально упрощенная, почти дремучая. Здесь почти ничего не изменилось с 90-х. Вся продажа только за нал – гривну или доллар. Есть три цены – оптовая, розничная и какая-то еще для особых случаев. Никаких тебе прайсов по и-мейлу. Связь – по мобильному. Если вы подойдете к контейнеру, спросите цену, а вам не ответят – не удивляйтесь, просто люди заняты. Если нет 1-2 грн. сдачи, продавец просто пожмет плечами. Здесь это не деньги.
12.) Примитивные условия торговли как бы компенсируются низкой ценой.
13.) Общественное питание держат клановые семьи,многие годы ведущие этот бизнес(арабы,китайцы,узбеки,украинцы,одесситы). Покупатели на 7 км. никогда не едят, отчасти – потому что брезгуют.
14.) Рынок практически не развивается в инфраструктурном смысле, поэтому обрастает другими торговыми комплексами – Метро, Эпицентр и будет прирастать другими. В районе 7км перед кризисом интенсивно дорожала земля – до 50 000 за сотку (обычная цена за чертой Одессы не дороже 5 000 – 10 000 за сотку). Первая же попытка создать прямую альтернативу (рынок «Новое Мисто») обернулась неудачей. По мнению арендаторов в нем были сделаны нелепые, просто детские ошибки концептологов. Не учтены элементарные нужды потенциальных рыночных торговцев, что предопределило его непопулярность.Может исправит положение открытие там нового таможенного терминала.
15.) На 7 км, хотя бы раз, торговал примерно каждый третий житель Одессы. На данный момент на нем трудится 60 – 80 тыс. человек.
16.) 7 км периодически трясет налоговая, таможеннкии и пр. любители совершенствовать розничную торговлю. В 90-е ходили жуткие слухи об избиении налоговиков, о том, что их закрывали на сутки в контейнерах.
17.) Территорию рынка убирают глухонемые люди. Возможно, поэтому в Одессе существует выражение – «работают, как глухонемые».При том,что рынок они убирают после 15.00,а с утра они на уборке полей совхоза "Авангард".
18.) Ранее на территории 7 км. устраивались дискотеки. Динамики громкоговорителей включались погромче, реализаторы танцевали прямо между контейнерами.
 
А теперь, хотелось бы разрушить несколько мифов о 7 км, смешных, и не очень.
 
1.) Миф об товарообороте рынка, якобы он составляет 1 млн.долларов в день. Этого, думаю, никто посчитать не возьмется. Возможно – гораздо больше.
2.) Относительно владельца рынка «Седьмой километр» также ходили и ходят разнообразные слухи. Это «были» и Карабас, и Боделан, и Гурвиц и многие другие. Конечно, у такого места не может быть одного владельца. Но первое лицо здесь – Виктор Добрянский, председатель колхоза «Авангард», на территории которого и сформировался рынок.На деньги которого отстроился и колхоз (новая больница,школа,детский сад,церковь-которым позавидует любой город) и содержится весь Овидиопольский район.Говорят,что последнее время Он сильно болеет и всё чаще на людях вместо него появляется Анатолий Берладин.
3.) Якобы, здесь самый правильный курс доллара. Это не так, вьетнамские «нинзи» иногда тоже ошибаются. Их, как брокеров в Нью-Йорке периодически штормит, и они, то завышают, то занижают курс. Их ошибки компенсируются значительным стаб-фондом. В целом, эта миролюбивая мафия вполне успешна. И приветствует каждого входящего писклявым вопросом «Поменя?» (раньше он был еще короче и смешнее – «Меня?»).
4.)«7 км» – очаг преступности, беззаконности и беспредела. Это совершенно не так. Конечно, на «7 км» некомфортно, грубо и местами убого. Но там все подчинено своим, чаще неписанным законам. Итого, рынок – это застывший слепок 90-х., который не желает сдаваться и трансофрмироваться. Один из самых закоренелых мифов – что он так будет существовать всегда. Главные носители мифологии, безусловно, это сами предприниматели и работники «7 км». Но первый же, действительно масштабный проект, вроде IKEA, может внести радикальные изменения. Впрочем, летальный исход «7 км» пророчат уже лет 10-ть.